Прежде чем рассматривать случаи исцелений, описанных у Толкина, вернемся еще раз к отрывку из «Законов и обычаев».
«К примеру, искусством исцеления и всем, что касается забот о теле, у всех эльдар занимаются по большей части нисси, в то время как мужчины-эльфы берутся за оружие в случае нужды. И эльдар полагают, что причинение смерти, даже когда оно законно или необходимо, уменьшает целительную силу, и что преимущество нисси в этих делах происходит скорее от того, что они не принимают участия в охоте или войне, чем какой-либо особой способности, связанной с их женской сущностью.(…) С другой стороны, многие мужчины-эльфы были великими целителями, искушенными во всем, что касается живого, и они не ходили на охоту и на войну, пока крайняя необходимость не принуждала их к этому.
(…) в те начальные времена смерть наступала более часто, ибо их тела были тогда менее отличны (27) от тел людей, и власть их душ над их телами была менее совершенной.
Тем не менее эта власть всегда была больше, чем та, которой когда-либо владели люди. С самого начала главное различие между эльфами и людьми было в судьбе и природе их душ. Феар эльфов суждено было обитать в Арде, пока та существует, и смерть плоти не отменяет этого предназначения. Потому их феар крепко держались за жизнь "в одеянии Арды", и далеко превосходили души людей во власти над этим "одеянием", с самых первых дней защищая их тела от множества несчастий и угроз (таких, как болезни), и быстро исцеляя их от ран, так что они оправлялись от ранений, которые могли оказаться смертельны для людей».
Если основываться на данном отрывке как на базовом для практики целительства, можно сказать следующее: в обычном, рядовом случае целительством занимаются женщины, поскольку они не занимаются (в норме или же в большинстве случаях) охотой и войной. Все остальные случаи считаются допустимым исключением (как в случае воинов-целителей например).
Случаи исцеления можно разбить на три части: сомоисцеление, исцеление с помощью целителя, исцеления с помощью места (воды из определенного места).
Самоисцелением я здесь называю случаи, когда целители не упоминаются. Скорей всего эльфы в благоприятной обстановке способны обойтись без помощи целителей в случае, если их раны не смертельные.
«Там Маэдрос со временем исцелился, ибо пламень жизни ярко горел в нем и силы его были силами древнего мира, силами взращенных в Вали¬норе. Тело его оправилось и выздоровело, но тень мук осталась в душе; и меч в левой руке косил врагов больше, чем некогда в правой».
Перейдем к исцелениям, где видна работа целителей.
Подробнее всего описана Лютиэнь.
Отрывок из «Лэ о Лэйтан»:
Тогда она, плача, опустилась рядом
С Береном, и старалась остановить
Текущую кровь, что быстро струилась из раны.
Она отбросила одежду с его груди,
Выдернула из плеча острую стрелу,
Дочиста омыла его рану слезами.
Затем пришел Хуан и принес лист, -
Главный среди всех исцеляющих трав,
Что растет, вечнозеленая, на лесных полянах
С длинным и сероватым листом.
Хуан знал силу всех трав,
Поскольку много путей прошел по лесу.
Тогда он [= лист] быстро успокоил боль
Покуда Лютиен напевала в сумерках, -
Песню, останавливающую кровь, которую эльфийские жены
Пели долгие годы этой печальной жизни
Среди войн и оружия, она сплетала над ним.
«Сильмариллион»:
«Говорят, что Хуан долго гнал сыновей Феанора, и они бежали в страхе; и вернувшись, он принес Лутиэн из чащи целебную траву. Той травой она остановила кровь, текшую из раны Берена, и искусством и любовью своей исцелила его…»
Здесь мы видим: целебную траву (в примечаниях Кистофера указано, что это – ацелас) и «волшебную песню». Причем песня - это обычное средство «эльфийских жен».
И – продолжение этого эпизода:
«Упала тень мрачных гор.
Затем взошел над темным Севером
Серп Богов, и каждая
Его звезда сияла в ледяной ночи,
Сверкая белым и холодным блеском.
У земли же виден свет
Вылетающих красных искр:
Под переплетенными ветвями у огня
Из трещащих поленьев и вереска, -
Там лежал Берен, объятый дремотой,
Блуждая и странствуя в снах.
Тревожно склонившись над ним, не спит
Прекрасная дева; она утоляет его жажду,
Вытирает лоб, и медленно напевает вполголоса
Песню, более могущественную, чем были
С тех пор записаны в рунах целительского знания.
Медленно проходят ночные часы.
Подкралось серое, туманное утро,
От сумерек неохотно переходя в день.
Тогда Берен проснулся и открыл глаза,
Встал и воскликнул: «Под иными небесами,
В землях более ужасных и неизвестных
Я долго блуждал, казалось мне, один,
В глубокой тени, где обитают мертвые;
но постоянно голос, который я хорошо знаю,
подобный колоколам, виолам, арфам, птицам,
подобный волнующей музыке без слов,
звал меня, звал меня сквозь ночь,
чарами вернув меня снова к свету!
Рана исцелена, и боль ушла!»
(XVIIb Healing Beren of arrow-wound)
Здесь наиболее полно описано то, что в последствии будет делать Арагорн в Гондоре (только без пения), то, что на играх очень часто случается делать целителям «высокого уровня» или эльфийским лордам в отношении своих верных – а именно: призыв фэа вернуться в мир живых. Однако нигде в текстах нет упоминания о том, что кто-то еще мог сделать что-то подобное («песня, более могущественная, чем были с тех пор записаны в рунах целительских знаний»), кроме Лютиэн и ее отдаленных потомков, вернее – одного конкретного потомка.
В тексте присутствует описание собственно песни, однако дано оно от Берена, так что неизвестно, действительно ли в песне не было слов, или все же какие-то слова Лютиэн произносила.
Кроме этого эпизода Лютиэн «касаньем своей руки исцелила зимнюю старость Тингола» (Сильм. «О Пятой битве») – и это, в принципе, можно тоже отнести к «исцелениям фэа»
Следует отметить, что случаи так называемого «исцеления фэа» или «исцеления силой фэа» (кроме случаев самоисцеления) в основном связаны с майар и их потомками. Это уже упомянутая Мелиан, это Гэндальф, исцеляющий сломленный дух Теодена и это Лютиэн и ее потомки – в частности Элронд и Арагорн.
|