Белерианд. Северный Предел.

Форум игры Северный предел. Копия от 2014-11-05.
Текущее время: 20-11, 01:21

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 38 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17-11, 09:50 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09-11, 00:32
Сообщения: 169
Откуда: Харьков
Какие именно отношения в Королевском Доме ты имеешь ввиду?

_________________
Лостарин Имирэо Эльнарвэ
У жизни со смертью еще не окончены счеты свои (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Власть и социальные структуры
СообщениеДобавлено: 19-11, 22:22 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-06, 15:56
Сообщения: 68
Азрафель писал(а):
А как, собственно, с точки зрения социальной жили нолдор в Амане? Из текстов лично мне понятно толко, что там были короли и какое-то наследование власти (уж не знаю, зачем, раз все бессмертные, но явно был порядок). Тем не менее, придя в Белерианд, нолдор очень быстро создали хорошо организованные королевства. такое ощущение, что действоаали они не вслепую, хорошо разбираясь в правах и вл власти. Вопрос: откуда? Валар научили? Сами додумались? Что было в Амане - были какие-то структуры и какие, или не было и хватало королей и личных отношений? Кто как на эту тему мыслит?


Вот, если это чем-то поможет...

Термины власти:
Наиболее часто используемые в текстах Толкина термины (титулы) для обозначения эльфов и людей, обладающих определенной властью.
Ссылка на статью: «Некоторые наблюдения в области социальной лексики эльфийских языков»


TARO – король (производное от корня TA- «высокий, возвышенный, благородный», так же связанно с корнем TUR- «власть, контроль, владычество, победа»)
TARI – королева
ARAN – король (в этимологиях производное от корня «иметь, обладать, держать»)
Cano – вождь, военначальник (особенно о заместителе другого командира, более высокого ранга)
Kaun - князь
Valya – обладающий божественным авторитетом или властью (используется только по отношению к Валар)
Bereth – cупруга короля, королева (получившая власть через бракосочетание с королем)
Rina - коронованная королева (получившая власть через коронацию)
Heru – лорд, господин
Heri – леди
Hera, hir, hiril – вождь, военачальник (Bara-chir, Барахир)

Титулы ТARO и ARAN имеют различия, хотя на русский язык переводятся одним словом «король».

Taro – Король (верховный, имеющий власть непосредственно от Эру).
В Этимологиях говорится: «TARO – титул законных королей целых народов, как Ингвэ у Линдар, Финвэ у Нолдор (и позже Финголфин и Фингон у изгнанников).»
Elentari – Звездная Королева (Варда)
Титул TARO имеет оттенок «сакральной», «священной» власти.

Aran – король или властитель определенной области. Хотя слово aran так же в некоторых случаях может использоваться и для обозначения власти над народом. В поздних текстах Толкина значения слов «Таро» и «Аран» более схожи, чем в ранних.

Таким образом «Fingolfin taur egledhruir» - «Финголфин, король изгнанников», но «Fingolfin aran Chithlum» - «Финголфин, король Хитлума»

Mожно определить эти титулы как:

Тaro – «король, осуществляющий свою власть (данную ему от Эру) над определенной общностью эльфов (или людей)»

Aran – «король, власть которого распространяется по некоей территории» (дословно «там, где эта власть течет»)

К примеру слова Маэдроса: «Только тот король, кто может удержать свои владения. Тингол лишь дает нам те земли, в которых нет его власти.» Здесь речи идет о власти над землей. Хотя Тингола так же называют «Elwe Aran Sindaron и Aran Lestanoreo» – «Эльвэ, король Синдар и король Дориата», хотя в первом случае речь идет о народе и возможно было бы ожидать здесь слова taro.

_________________
одно дело - доблесть, а другое - удача.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-11, 23:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 27-08, 20:40
Сообщения: 378
Дирфион, а можно я здесь немного поцитирую твой трактат к ПС? :) Там про Хаусхолд и хеордверод, я такого больше нигде не видела, а важно же...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 18-01, 13:22 
Не в сети

Зарегистрирован: 27-08, 20:40
Сообщения: 378
Порылась на этот счет в текстах и статьях - получилась некоторая компилляция и мои выводы :) На этот раз постараюсь цитировать не много - но если нужно, то всегда готова бросить подтверждающие цитаты.

Использованы материалы: статьи К. Кинн «Эльфийский феодализм», трактата Дирфиона на игру ПСТГ «Королевская власть», доклада Эдриксона «Некоторые наблюдения в области социальной лексики эльфийских языков».
Практически все, что мы можем знать про эльфийский социум и социальную лексику эльфов, мы знаем про нолдор-изгнанников в Белерианде и синдар. Про жизнь нолдор в Амане мы знаем крайне немного. В конце этого краткого экскурса я попробую указать на слова и, соответственно, предположить социальные отношения, соответствующие аманскому периоду жизни нолдор.
В эльфийских языках существуют слова, означающие ту или иную власть. Эти слова можно разделить на три группы.
Первая группа слов отражает особый, «божественный», сакральный характер власти. Эта власть получена непосредственно от Единого, а не от Валар и иных властей меньшего масштаба.
Valya – обладающий божественным авторитетом или властью (используется только по отношению к Валар).
Вторая группа слов отражает «не-священные» термины власти. На самом высоком уровне эльфийского общества находятся, естественно, короли, что передаётся соответствующим английским словом king.
TARO – король (производное от корня TA- «высокий, возвышенный, благородный). Титул TARO имеет оттенок «сакральной», «священной» власти. Встречается как обозначение только законных королей целых племен, таких, как Ингвэ, Финвэ, Финголфин у нолдор-изгнанников. У синдар так титулуется только Элу Тингол.
TARI – королева. Имеет тот же оттенок «божественной», сакральной власти. Власти, полученной непосредственно от Эру.
ARAN – король (в этимологиях производное от корня «иметь, обладать, держать»). Власть арана – это производная власть, проистекающая не непосредственно от Единого.
Итак, в эльфийских языках существует два слова для обозначения королевской власти, для различения значения которых существенным является параметр того, по отношению к чему определяется характер королевской власти. Mожно определить эти титулы как:
Тaro – «король, осуществляющий свою власть (данную ему от Эру) над определенной общностью эльфов (или людей)».
Aran – «король, власть которого распространяется по некоей территории» (дословно «там, где эта власть течет»). Aran является королём постольку, поскольку он осуществляет свою власть на вверенной ему территории. К примеру слова Маэдроса: «Только тот король, кто может удержать свои владения. Тингол лишь дает нам те земли, в которых нет его власти». Здесь речь идет о власти над землей. Хотя Тингола так же называют «Elwe Aran Sindaron и Aran Lestanoreo» – «Эльвэ, король Синдар и король Дориата», хотя в первом случае речь идет о народе, и возможно было бы ожидать здесь слова taro.
Оба слова, и Тaro, и Aran, могут применяться также и к Валар. Интересно, что в эльфийских языках нет противопоставления «сакральный – профанный», как в индоевропейских (человеческих) языках. Слова более «низкого» властного уровня используются и по отношению к тем, кто стоит на высоких ступенях иерархии. Однако наоборот не бывает никогда. Как заметил Пэнголод: «После того, как те или иные слова эльфийского языка оказались использованы в названии предметов или существ возвышенных или почитаемых, их, судя по всему, считают более неподходящими для называния вещей менее значительных; таким образом они выходят из повседневного употребления.
Так, мы видим, что слово vala более не используется в отношении каких-либо сил или властей более мелких, чем сами Валар. Можно сказать "Ā vala Manwe!" ("да свершится воля Манвэ!") или "Valar valuvar" ("воля Валар будет исполнена"), но ни о ком меньшем так сказать нельзя».
Еще одно понятие, относящееся к группе слов, означающую королевскую власть:
Bereth (кв. rína) – cупруга короля, королева (получившая власть через бракосочетание с королем). «Bereth на самом деле означало «супруга» и использовалось по отношению к тем, кто был «королевами» как супругами королей». Тем самым, сущность власти bereth определяется как «власть, производная от власти короля-супруга». Квэнийское rína и означает «коронованная», и, соответственно, означает власть, вручаемую через процесс коронования.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 18-01, 13:23 
Не в сети

Зарегистрирован: 27-08, 20:40
Сообщения: 378
На нижнем же уровне иерархии власти находятся слова, маркированные по признаку «наличие власти» (и, естественно, различающиеся как-то на этом уровне между собой). Это производные от корней TUR- и KHER-, а также от праэлдаринского *káno. Значения этих слов объединяет одно: ограниченность и производность власти.
Heru (master) – хозяин, господин, «мастер» как обращение.
Heri (lady) – госпожа.
Hera, hir, hiril (chief, principal) – вождь, военачальник (как в слове Bara-chir, Барахир).
Herth, означающее «двор, войско под началом hîr’а» [household, troop under a hîr].
Здесь нужно заметить, что сама реалия herth, по всей видимости, является специфически средиземской и в Амане вряд ли встречается (по крайней мере до известных событий). Наличие у властителя личного войска – черта, характерная для общественного строя, подобного феодальному (не вдаваясь сейчас в подробности эльфийской системы феодализма), но в Амане строгой и разветвлённой феодальной структуры, сравнимой с той, которая восстанавливается для Белерианда, по всей видимости, не существовало.
По всей видимости, hîr в специфическом значении – это член феодальной лестницы без указания на характер его власти, но общее его значение, связанное ещё с этимологией, – «обладатель власти», по каким-либо другим признакам это слово не маркировано. Это «власть вообще». При этом это слово может обозначать власть высокого уровня. Это следует и из применимости к одному и тому же властителю (Арагорну) как слова hîr, так и слова aran (маркированного по признаку «королевская власть»), а также из применимости слова hîr к Элберет в довольно позднем тексте (Lay of Leithian Recommenced [LB:354]): A Hîr Annûn gilthoniel / le linnon im Tinúviel.
Таким образом, слово hîr является наиболее общим, применимым практически в любой ситуации и потому занимающим самый низкий уровень в иерархии терминов власти.
Cano – вождь, военачальник (особенно о заместителе другого командира, более высокого ранга). Синдаринское отражение того же корня означает «крик» [outcry, clamour].
Kaun (prince) – князь. Не подразумевает высшего значения в иерархии.
Наконец, последним рассматриваемым здесь гнездом будут производные от корня TUR-. Большинство из них, как следует уже из значения самого корня, связаны в первую очередь с властью, основанной на подчинении. Такая ассоциация поддерживается и значением глагола tur- «побеждать, покорять». Этот корень встречается и в имени бросающего вызов судьбе Турина – Tur-ambar, и в возгласе Ниэнор A Túrin Turamabar turun’ ambartanen. Этот глагол обозначает идею борьбы, схватки, ср. также нолдоринское orthor- (*or-tur-) «завоёвывать». Однако подобные значения – лишь частный случай более общего значения данного корня, который в конечном счёте несёт идею контроля, управления, повелевания: ведь нельзя сказать, власть, которую имеют Fanturi была захвачена или приобретена силой. Интересно отметить, что такая явная маркированность данного корня – определяемость власти как подчинения – может указывать на то, что другие типы власти по этому признаку не маркированы. Это означало бы, что сам концепт «власти» в общем случае определялся не через отношения подчинения, а как-либо ещё. Возвращаясь к понятию власти короля, «текущей» в его земле, можно предположить, что власть обладала самостоятельной ценностью, мыслилась как независимая категория.
Таким образом, можно сделать выводы о том, каким образом эльфы понимают власть. Сущность власти реализуется в нескольких признаках: «священная власть», «королевская власть» (с дополнительным признаком «власть, осуществляемая по отношению к земле»), «производная власть» (и сопряжённая с этим «ограниченная власть»), а также, видимо, противопоставленная всем этим видам власти как самостоятельной категории «власть, определяемая через подчинение».


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 18-01, 13:24 
Не в сети

Зарегистрирован: 27-08, 20:40
Сообщения: 378
Прежде, чем рассмотреть предполагаемую структуру эльфийского общества, остановимся на еще некоторых словах, употребляемых при описании событий истории. Они означают разную степень близости к власти, а также особые обязанности. Для удобства также разделим эти слова на группы.
Первая группа слов означает социальные отношения внутри эльфийского общества, они отражают иерархию.
Household – семья, родичи, близкие друзья короля, ближайшие советники, свита, двор. Слово имеет широкий спектр значений.
Слово Household несколько раз используется в «Сильмариллионе» по отношению к семье, родичам, ближним друзьям, военной свите, постоянно сопровождающим и поддерживающим короля. Хаусхолд эльфийских королей (скажем, Финголфина или Тургона) – это и его домочадцы (семья) и так же его друзья и советники, вассалы и ближние. В Хаусхолд могут входить воины личной дружины (гвардия), в него входят младшие лорды (лорды кланов, такие как Глорфиндэль и Эктелион у Тургона), вассалы из людей (Хадор Золотоволосый входил в хаусхолд Финголфина) и т.д. Те, кто входит в Хаусхолд, разделяют путь их предводителя и нередко умирают на поле боя, защищая его жизнь.
Chieftain – вождь, лорд. В хаусхолды королей эльдар входили благородные вожди, и имена многих из них сохранила история Белерианда. Этим вождям подчинялись их собственные дружины, лучше всего это видно на примере кланов Гондолина. Высокие вожди эльдар входили в совет своего короля, воплощали его указы и законы, вели в бой войска. Уместно называть таких вождей лордами (как это и говорится в текстах, скажем по отношению к Глорфиндэлю, Эктелиону, Галмоту, Элеммакилю, а так же к Гвиндору, Гэльмиру).
Captain – капитан, кано, вождь, младший лорд. Слово captain – «капитан» часто употребляется по отношению к младшим начальникам военного характера в составе войска. Иногда это совпадает с обозначением «вождь» иногда – нет. Лучше всего слово «капитан» переводится на квэнья – это будет «cano». Вождь (chieftain) может быть верховным вождем, старшим лордом – иногда этим словом называются сыновья Феанаро. Капитан – обычно младший военный вождь при более старшем, либо военный предводитель маленького независимого отряда. Хотя слова «вождь» и «капитан» могут быть использованы как полноценные синонимы.
Vassal – вассал, эльф (или человек), состоящий с королем в вассальных отношениях. Частные случаи вассалитета: отношения Финрода с Ангродом и Аэгнором, последние обозначены как «вассалы» Финрода; Эол являлся вассалом Тингола.
Есть упоминания не только о вассалитете в связи с поземельными отношениями, но также и о личном вассалитете, с владением землей не связанным (о Беоре и о Маэглине) как упоминания об актах личного служения, скрепленного клятвой верности.
Часто «вассалами» можно назвать дружинников короля или лорда, его личную гвардию, однако это не отражено в текстах Сильмариллиона. Вассалами мы называем дружинников по аналогии с вассальными отношениями раннего средневековья, принятых у англосаксов или у франков Карла Великого, когда ленная система еще не была развита повсеместно. В то время термины «вассал» - «дружинник» являлись синонимами.
Для более точного понимания вопроса вассалитета необходимо знать, что отношения вассальной верности невозможны без принесения вассалом личной клятвы верности и принятия лордом этой клятвы его свободной волей. Лорд так же обязан вассалу верностью и заботой, а вассал – защитой и поддержкой лорду. (Вассальные клятвы были принесены вастаками – Бором Маэдросу, Ульдором и его братьями – Карантиру. Бор остался верен клятве, а Ульдор и его братья предали ее). Обычный же дружинник может сражаться за вождя и не принося ему личной клятвы.
People – народ. Слова «народ» и «войско» упоминаются в текстах очень часто. Судя по всему, народ и властители, особенно народ и король, свяхзаны какими-то взаимными клятвами и обязательствами. «И Фелагунд, увидя что он был оставлен, снял со своей головы серебряную корону Нарготронда и бросил ее к ногам, сказав « Ваши клятвы верности мне вы можете разбивать, но я должен сдержать свое обязательство».
Servant – слуга. Слово «слуга» упоминается не часто. Слуги точно были: у Тингола, у Эола, у Келегорма. Почти точно – у Тургона (судя по словам Арэдэль: «Я твоя сестра, и не твой слуга, и вне твоих границ я буду делать то, что покажется для меня наилучшим»). Эльронд во «Властелине Колец» хорошо понимает, кто такие слуги: он не приглашает слугу Фродо Сэма на совет и делает ему выговор, когда Сэм пытается встрять в совещание.
Слово «слуга» в Арде не носит того уничижительного оттенка и бесправия, каким оно отмечено в истории Средневековья Европы или в русской истории.
Guard – дружина, телохранители, гвардия. Личная королевская дружина – это воины охраны короля, его гвардия, защищающая жизнь вождя на поле боя. Дружинники короля связаны с ними узами верности и привязанности словно его сыновья, а король, как их «мистический отец», платит им тем же. Друг с другом они связаны узами верности так же как верны друг другу братья по крови и нередко между дружинниками заключаются связи побратимства. Иногда к личным дружинникам короля применяется слово хаусхолд.
Host – войско.
Herald – герольд. Упоминаются в текстах довольно часто. В Сильмариллионе они упоминаются чаще всего у Валар, скажем, Эонвэ герольд Манвэ. Упоминается так же герольд Намо. Нам так же известны упоминания герольдов эльфийских королей и королей людей. Эльроднд был герольдом Гиль-Галада в войне Последнего Союза. Герольд провозглашает волю короля, герольда могут выслать к войску врагов как парламентера, герольд объявляет начало сбора войска на войну или распоряжается торжественной церемонией.
Esquire – оруженосец. Упоминания об оруженосцах при эльфийских королях или лордах не столь часты, но все-таки они есть. По имеющимся у нас упоминаниям в текстах оруженосец – это не всегда юноша (вернее не обязательно юноша) а взрослый эльф, воин. Обязанности оруженосца, судя по всему, такие же, как и у людских оруженосцев. Хорошая иллюстрация этих обязанностей приведена, правда, не у эльфов, во «Властелине Колец»: «Фродо подчинился, и Гандальф, как если бы он был оруженосцем, преклонил колени и застегнул на них <на Фродо и Сэме> рыцарские пояса, и поднявшись, возложил обручи из серебра на их головы». Можно попытаться предположить какими были обязанности оруженосцев – из текста явствует, что оруженосец принимает или подает своему лорду оружие, когда в этом есть необходимость, оруженосец хранит оружие лорда в его отсутствие или в случае его смерти, сохраняя вооружение для наследника, сопровождает лорда в походах или в битву, помогает ему вооружаться в торжественных случаях или при сильной нужде.

Есть также упоминания о «наместниках» (Ородрэт – наместник Финрода в Минас-Тирите, Эльронд – наместник Гиль-Галада в Эриадоре) и «советниках» (Саэрос – светлик Тингола, Мэлькор – советник Манвэ).
Friend – друг. Дружба может быть как с равными по положению, так и с теми, кто выше по социальной иерархии – например, упоминается дружба с королями. Такие «королевские друзья», возможно, входят в хаусхолд властителя.
Нижеследующие рассуждения о дружбе позаимствованы у Кеменкири.
«…союз феар в браке отличается от иных союзов любви и дружбы не так сильно по сути своей, но более по близости и постоянству, которые происходят частично от союза телесного. (…)У истоков брака - влечение феар, и в любви - его расцвет. И эта любовь включает в себя, с самого пробуждения ее, желание супружества, и потому не во всем сходна с иными движениями любви и дружбы - даже между эльфийскими женщиной и мужчиной, которые не испытывают склонности вступить в брак». («Законы и обычаи», пер. Эленхильд).
К сожалению, концептуальные тексты не балуют нас рассуждениями об эльфийской дружбе, поэтому придется потрудиться над приведенной цитатой и вывернуть ее «наизнанку»: если повествователь стремится показать, чем же именно брак отличается от дружбы и всего прочего, мы постараемся заметить именно особенности дружбы. И получим – чувство не менее сильное, чем любовь и привязанность в браке, мало того, сходное по сути. Неудивительно потому, что такое чувство в текстах неоднократно бывает названо не только дружбой, но и «любовью»(*). Неудивительно также, что оно может стать для эльфа определяющим в принятии важных жизненных решений: уйти в Исход (или остаться), покинуть Гондолин, отправиться на Север…
[(*)И пресловутый корень MEL в «Этимологиях» определяется именно как «love (as friend)». По-русски мы говорим немного по-другому – «братская любовь» «любить, как брата». Но для нашего исходного текста (и, видимо, для эльфийских языков также) мы должны помнить, читая именно близость понятий «любовь» и «дружба».]
Дружба у эльфов, так же, как и любовь, может бать начало еще в детстве.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 18-01, 13:25 
Не в сети

Зарегистрирован: 27-08, 20:40
Сообщения: 378
Итак, ознакомившись с базовыми понятиями, попробуем представить себе структуру эльфийского общества. Для начала мы посмотрим на положение дел в Белерианде, а затем порасуждаем насчет Амана.
Традиционная для определения общественного устройства вещь – пользование и владение землей. В Белерианде мы видим примеры раздачи земли:
«Вот что должен ты сказать от меня тем, кто послал тебя. Нолдор имеют дозволение жить в Хитлуме, и в нагорьях Дортониона, и в землях к востоку от Дориата, которые дики и пустынны. Но все же там живут многие из моего народа, и я не позволю ограничить их свободу, ни вытеснить из мест их обитания. А потому смотрите, князья с Запада, как вам вести себя, ибо я - Владыка Белерианда, всякий, кто хочет жить здесь, должен слушаться моего слова. Никто не войдет в Дориат, кроме тех, кого позову я как гостя, или кто будет искать меня по крайней необходимости».(Тингол к нолдор).
Правда, на это послание короля Белерианда Маэдрос резонно замечает, что: «Тот король, кто может удержать свое, иначе титул его лишь пустое слово. Тингол всего лишь дарует нам земли, на которые не распространяется (букв. "где не течет" - КК) его власть».
Таким образом, уже буквально с первых шагов в Белерианде нолдор уже знают, что власть короля заключается в удержании земли. Еще один пример: «Сыновья Финрода (Финарфина - КК) держали земли от Хитлума до восточной оконечности Дортониона. Инглор (Финрод - КК) и Ородрет держали ущелье Сириона, а Ангрод и Эгнор - северные склоны Дортониона до самого Аглона, где начинался Предел Маэдроса».
Заметим, что нолдор поселяются ровно там, где указал Тингол, и при том являются союзниками-федератами, но отнюдь не вассалами Тингола.
С Финродом мы видим ситуацию, обратную ситуации Тингола, который требовал признания от нолдор, но никак не считался ими своим королем. «За этим щитом от Моря до Эрид Луин обширные страны Белерианда, к западу и востоку от Сириона, были устроены таким образом. Хотя Финголфин Хитлумский был верховным владыкой всех нолдор, Инглор, любимый всеми эльфами, сделался воистину величайшим правителем тех земель. Ибо в Нарготронде был он королем Фелагундом, а братья его Ангрод и Эгнор были правителями Дортониона и его вассалами, и еще была у него крепость и место для битвы на севере, в широком проходе между Эредвэтрин и Дортонионом, по которому Сирион бежал на юг. Там был остров посреди реки, и на нем Инглор возвел могучую дозорную башню Минас-тирит, и там, когда построен был Нарготронд, посадил он стражем Ородрета. Но по обе стороны Нарога все, кто там жил, из обоих народов, приняли его как своего лорда - до самого Устья Сириона на юге, и от Нэннинга на западе до границ Дориата на востоке. Но в Эгларесте и к западу от Нэннинга до Моря правил Кирдан Корабел, однако всегда был он в тесной дружбе с Нарготрондом».
То есть имеем: Дортонион Ангрод и Аэгнор держат в качестве вассалов Финрода, Ородрета он ставит держать Минас Тирит. В Нарготронде Финрод коронован – он носит титул King. А далее тот факт, что его ПРИЗНАЛИ (или избрали) своим правителем эльфы обоих народов, живущие на обширной территории, отдает эту территорию под власть Финрода.
Вообще с землевладением у эльфов в данном случае парадокс. Земли выделяет не Верховный король Финголфин - а Тингол, который формально над нолдор не имеет никакой власти. Финрод вообще собирает королевство из нескольких частей, причем народ сам идет к нему.
Судя по «Этимологиям», слово «аран», король, имеет в себе корень ар-, означающий «держать, владеть». Родственные ему слова:
Harya - обладать, владеть;
Harma - сокровище, ценная вещь;
harwe - сокровище, сокровищница;
haryon - (наследник), принц;
haran (pl. harni) - король, (военный) вождь (см TA).
ardh королевство, государство, царство;
Dor. garth - королевство, государство, царство, Garthurian (Огражденное Королевство = Doriath);
garon - лорд, возможно происходит от ?AR или GAR.
Итоги подведем. У эльфов правитель и предводитель называются разными словами и различаются. В целом картина выходит такая, что раздача земли вторична по отношению к личным связям. Феанорингам и Финроду земли даровал не Финголфин, а Тингол - но Верховным Королем они считают Финголфина. Однако это случай единичный и межнациональный. Устройство королевства Финрода показывает, что кто землю дал, тот и сеньор. Или - кто признал сеньора, тот ему и землю отдал во власть. Это, видимо, нолдорская модель.
В целом личные связи первичны. Вожди эльфов, выбранные «по старшинству», стали вождями до того, как получили землю и стали королями. Эльфийские лорды, утратив землю, не перестают быть лордами – их высокий статус зависит не от земли. Тем не менее, владение землей – это один из важных элементов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 18-01, 13:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 27-08, 20:40
Сообщения: 378
Общественное устройство в Арде (не только у эльфов) ближе всего к устройству германских племен очень раннего средневековья. У германцев, в отличие от славян, вплоть до Великого переселения народов существовал аристократизм крови, слабо связанный с владением землей. Структура общества была в целом проста: король-вождь, его «ближний круг» дружина-хаусхолд (из их числа были и «советники» вождя) и свободные общинники (рабство и иные формы личной несвободы мы затрагивать не будем, ибо этого нет ни у одного народа Арды, не служащего Морготу).
В то же время в Арде встречаются и элементы более поздней традиции развитого феодализма: понятие о «держании» земли, такие термины земельного феодального права, как лен, домен (domain), fee – процедура дарования лена вассалу. Однако иерархзические лестницы крайне непрочны, существует множество исключений. Например, народ Аннаэля, живший в Митриме, формально находился во владениях Финголфина и Фингона. Но они описаны как живущие «сами по себе» синдар, и на войну под знаменами Фингона они идут, скорей всего, по собственному почину.
Для европейского феодализма первично владение землей, каковое и обуславливает вассальные и прочие отношения. В Средиземье первичны отношения - а землю дают потом, как приложение.
Итак, для эльфов Белерианда мы имеем личные и поземельные отношения, причем феодальная лестница, связанная с поземельными вопросами, очень неустойчива и норовит все время перейти в плоскость личных отношений. Имеется «вертикаль власти» и статусов: первое место в иерархии занимает король и его супруга, потом - совершеннолетние дети (потенциальные наследники), хаусхолд – ближний круг, из которого, видимо, можно выделить личную гвардию, советников и друзей (тех, что не равны по положению). Дальше идут свободные эльфы, нижний статус которых – лично и экономически свободные слуги.
«Горизонтальная» структура эльфийского общества представляет, судя по всему, более-менее очерченные рода-кланы, которые эльфы называют Домами (сведения из «Законов и обычаев эльдар», также из «Падения Гондолина», а также по соображениям многократно упоминаемых особых родственных чувств эльфов). В составе каждого Дома – несколько семей.
Кроме властных и родственных связей существуют также и профессиональные. Есть упоминания об «учениках и служителях», а также «друзьях» отдельных Валар – Аулэ, Йаванны, Оромэ. Описаны также «школы» - объединения мудрецов, не являющихся служителями какого-либо Валы, а связанные интересами к тем или иным областям знания. «Хотя Феанор, когда его юность миновала, более не принимал активного участия в лингвистической науке и в лингвистических исследованиях, ему традиционно приписывается создание школы Lambengolmor, «Знатоков языков», которая должна была продолжить эти труды. Эта школа у нолдор продолжала существовать, пережила все невзгоды Бегства из Амана, белериандские войны и даже дожила до возвращения на Эрессеа.
Самым знаменитым, не считая основателя, представителем этой школы был, и, возможно, остаётся, Пенголод – эльф смешанного синдарско-нолдорского происхождения, который родился в Неврасте и жил в Гондолине с момента его основания. Он писал и на синдарине и на квенья. Он оказался в числе тех, кто выжил при крушении Гондолина; ему удалось спасти несколько древних работ, а также часть собственноручно сделанных копий, компиляций и комментариев. Благодаря этому (а также благодаря его необъятной памяти) удалось сохранить много из науки Предначальных Дней».
Возможно, Гвайт-и-Мирдайн Второй Эпохи, Братство Кузнецов, были аналогом такой «школы» уже в плане практики, мастерства, а не только академических знаний.
Почти все это можно перенести и на жизнь в Амане. Отсутствует только отношения, связанные с землей – в Амане нет необходимости «держания», защиты земли, потому отношения более личностные, чем властно-подчиненные. Вообще, судя по «Этимологиям» и употреблению слов власти эльфы мыслили поначалу власть отдельно не только от земли, но и от возможности подчинения. Это слово означает статус, меру уважения и почтения перед титулуемым, но не связано прямо с возможностью прямого подчинения этому эльфу. Так, назвать сына или внука Финвэ «принцем» или «лордом» не означает, что он имеет над тем, кто его так называет, какую-то власть. В то же время общество носит иерархичный характер, далекий от анархично-коммунистического равенства. Особый статус, а часто – и власть над другими признается нормой. Сама Арда мыслится как «Королевство» во главе со «Старшим Королем» - Манвэ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 38 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

cron